Гуанси: неизвестная, но впечатляющая модель развития

Секреты китайского экономического чуда
FacebookVKOdnoklassnikiTelegramXWhatsAppMail.RuLiveJournalLinkedInSkypeTwitterViberMessengerShare

Регион Гуанси на юге Китая поражен бедностью, но уровень его развития устремляется стрелой в небо. В чем секрет этой впечатляющей модели развития? Ян Джонкхир, бельгийский эксперт по Китаю, совершил ознакомительную поездку по региону в поисках ответов.

Политика двух направлений

Гуанси — автономный регион на юге Китая. Здесь проживает почти 50 миллионов человек, представляющих различные этнические группы. Регион холмистый и характеризуется так называемыми карстовыми ландшафтами, из которых наиболее известен Гуйлинь.

Это регион, пораженный бедностью. Его ВВП на одного жителя в 64 раза ниже, чем в Соединенном Королевстве. В 2015 году в Гуанси 6,3 миллиона человек жили в крайней бедности, что составляло 13 процентов населения. Китайское правительство решило справиться с этой ситуацией бедности и отсталости. Возникла двухвекторная политика. 

С одной стороны, крупномасштабный проект по сокращению бедности сопровождался значительными экономическими и технологическими инвестициями в регион. С другой стороны, активно поощрялось торгово-экономическое сотрудничество, в основном со странами Юго-Восточной Азии.

Сокращение бедности плюс экономические и технологические инвестиции 

С помощью международных организаций, таких как Всемирный банк, правительство разработало крупномасштабный план борьбы с бедностью. Оно направило армию исследователей в 5000 деревень, чтобы определить положение каждой семьи. Полученные данные были помещены в базу данных для обработки.

За последние пять лет Гуанси также переселил 710 000 человек из негостеприимных районов в другие места. В результате почти все переселенные жители смогли найти работу недалеко от своих новых домов.

Одним из наиболее ярких аспектов программы сокращения бедности было сотрудничество с более процветающей и соседней провинцией Гуандун.

Источник: Викисклад

С 2016 года эта более богатая провинция инвестировала много денег в проекты по борьбе с бедностью, охватывающие инфраструктуру, занятость, образование и здравоохранение. Эти совместные проекты и инвестиции привели к улучшению инфраструктуры, таким как строительство дорог, соединяющих изолированные деревни, и улучшению доступа к рынкам. 

Это облегчило торговлю местными продуктами и повысило экономическую активность, что помогло улучшить условия жизни местного населения.

Гуандун также направил в Гуанси от десятков до сотен учителей, врачей и медсестер. Для наблюдения и координации всего проекта в каждый округ были также направлены по два представителя Коммунистической партии. 

Хорошим примером сотрудничества между двумя регионами является побратимство Шэньчжэня, многомиллионного города из провинции Гуандун, с Хэчи, городом Гуанси с самым высоким уровнем бедности. Компаниям из Шэньчжэня было предложено инвестировать в Хэчи. Десятки школ в Шэньчжэне были связаны со школами в Хэчи, и то же самое произошло с больницами. 

Суммы, выделенные на этот крупномасштабный проект развития, просто впечатляют. В 2018 году предприятия из Гуанси и Гуандуна подписали сотни проектов сотрудничества с общим объемом инвестиций в 394 миллиарда юаней (55 миллиардов долларов). Для сравнения, общая официальная помощь в целях развития от всех богатых стран вместе взятых составила 211 миллиардов долларов в прошлом году. 

Инвестиции были направлены не только в промышленный сектор. Для фермеров, которые едва сводили концы с концами, выращивая кукурузу, были созданы животноводческие кооперативы. Молодые люди получили возможность получить профессиональную подготовку. 

Гуандун и Гуанси также разработали совместную программу по сокращению бедности за счет развития туризма в регионе с его карстовыми ландшафтами.

Эти программы не только помогли получить доход людям, ранее жившим в бедности, но и способствовали развитию навыков и укреплению местной экономики.

В области технологического развития Гуанси сосредоточился на инновациях и сотрудничестве с ведущими технологическими центрами, такими как технологический парк Чжунгуаньцунь в Пекине. Создание инновационной зоны в Наньнине, столице Гуанси, привело к созданию высокотехнологичных предприятий и продвижению исследований и разработок. 

Эта технологическая инновация в полной мере использует искусственный интеллект и большие данные. На ее основе, например, билеты в метро заменяются фотографиями. Дроны внедряются в сельское хозяйство, и благодаря искусственному интеллекту, интеллектуальному орошению, камерам, датчикам и температурным системам, управляемым через смартфоны и облачные вычисления, люди выращивают фрукты и овощи с помощью дистанционного управления.

В конце концов, Китай ожидает, что будет доступно все меньше и меньше фермеров, поэтому эволюция к высокотехнологичному сельскому хозяйству кажется неизбежной.

Государственный сектор также не отстает от технологического развития. сегодня 7000 автобусов работают на электричестве, но Наньнин планирует заменить этот парк автобусами, работающими на водороде. 

Ворота в Юго-Восточную Азию

Эта инновационная стратегия также разработана в контексте Нового шелкового пути, особенно с учетом стран Юго-Восточной Азии, также известных как страны АСЕАН. Другими словами, помимо сокращения бедности и собственного экономического развития, Гуанси также сосредоточилась на продвижении торговли и экономического сотрудничества со странами региона. 

Страны АСЕАН: Карта: Викисклад 

Этот подход оказался успешным. В последние годы товарооборот между Гуанси и АСЕАН значительно вырос. Отчасти это произошло благодаря таким инициативам, как Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (RCEP), крупнейшее торговое объединение в мировой экономике. В настоящее время на торговлю с другими странами RCEP приходится 56% внешней торговли провинции Гаунси. 

На 15 государств-членов RCEP приходится около 30% мирового населения и 30% мирового ВВП. Карта: Википедия

Основная доля этой торговли приходится на сельскохозяйственную продукцию, и здесь мы наблюдаем переход от традиционной торговли свежими фруктами к переработанным пищевым продуктам. Также резко вырос экспорт легковых электромобилей, литий-ионных аккумуляторов и солнечных батарей.

Всего за несколько лет Гуанси позиционировал себя как крупного игрока в региональном сотрудничестве и торговле в Юго-Восточной Азии, что, в свою очередь, способствует экономическому развитию региона.

Мощная модель развития 

Благодаря сочетанию государственных инвестиций, сотрудничества с процветающей соседней провинцией и инновационным разработкам Гуанси претерпел впечатляющие преобразования. 

Результаты оказались впечатляющими. Менее чем за десятилетие крайняя бедность была не только ликвидирована, но и регион сделал скачок вперед в плане экономического развития и технологических инноваций. Из отсталого сельскохозяйственного региона он теперь превратился в крупного торгового партнера в Юго-Восточной Азии. 

Гуанси внутренне готов перейти от борьбы с бедностью к возрождению своих сельских районов. Для этого он без колебаний применит интеллектуальные решения. Сейчас это делается только внутри страны, но позже регион также предложит эти решения странам АСЕАН и государствам, расположенным вдоль Нового Шелкового пути.

Западная модель развития стран Глобального Юга в значительной степени основана на финансировании иностранных НПО, ориентированных в основном на местные проекты. За исключением исключений, это дает не намного больше, чем некоторую возню на полях.

На Китай приходится три четверти усилий по искоренению крайней нищеты во всем мире. График: Всемирный банк

Несмотря на все благие намерения — давайте предположим, что они вдохновили западные инициативы — и миллиардную помощь в целях развития, страны глобального Юга остаются прикованными к своей роли экспортеров дешевого сырья и импортеров дорогой готовой и технологичной продукции, и поэтому остаются бедными. 

Здесь мы видим в действии гораздо более мощную модель развития. С 1980-х годов Китай на протяжении трех четвертей внес свой вклад в искоренение крайней нищеты во всем мире и сумел избежать экономической и технологической отсталости

Это дает пищу для размышлений. 

Различные источники, собственный визит. 

Ян Джонкхир является редактором бельгийского веб-сайта chinasquare.be.

Рекомендуемое изображение: Гуанси известен своими карстовыми башнями в ландшафте. Фото: Викисклад