Привет, это «Актуальный звонок», сегодня поговорим о секретной тюрьме Валдаса Адамкуса и о связанных с этим делах. Немного напомню факт об этой тюрьме. В мае прошлого года Европейский суд по правам человека принял решение о том, что такая тюрьма в Литве была, более того, в этой тюрьме содержались люди, и одному арабу, заключенному здесь под стражу без решения суда, присудили выплатить 130 тысяч евро. И Литва должна была выплатить эти деньги до 9 января. Так, по крайней мере, информировало Министерство юстиции. Интересная вещь, что до сегодняшнего дня нет перевода судебного решения на наш государственный, литовский, язык.
Версия на литовском языке тут https://youtu.be/OvepeeAfm9I
В мае прошлого года я сам лично пытался выяснить – почему нет перевода. Представители правительства ответили, что, ну, тяжело с переводчиками в правительстве, один переводчик, работавший в канцелярии правительства, уволился с работы и переводы стали буксовать. А другие переводчики, которые еще где-то работают, по словам представителя правительства, завалены переводами. Словом, такая ситуация, что никак важный документ не был переведен на литовский язык. И тогда руководитель отдела общественно-политических процессов портала «Эксперты.эу» Шарунас Пуйдокас предложил такую идею, сказал: «Аудрюс, пиши предложение правительству, мы выдвигаем инициативу, найдём переводчиков и очень качественно переведем на литовский язык этот крайне важный для каждого литовца документ».
Ну, и в середине декабря прошлого года «Эксперты.эу» выдвинули канцелярии правительства такое предложение, что мы оперативно, еще до 9 января, переведем это судебное решение на литовский язык. До сегодняшнего дня не было ответа из канцелярии правительства, не было принято решение – согласны ли с нашим предложением, принимают ли его или нет.
Ну, и я вчера, по поручению Шарунаса Пуйдокаса, выслал запрос правительству и задал такой вопрос, насчет того перевода: какое решение приняла канцелярия правительства и сегодня мы получили ответ, я хочу его процитировать, а затем хочу прокомментировать этот ответ с профессором Станисловасом Томасом, который в настоящее время где-то в горах, но любезно согласился принять участие. Ответ был такой. Мы предложили перевести документ на литовский язык. И ответ должен был быть таков – либо мы принимаем ваше предложение, переводите, обговорим условия сделки, либо не переводите, мы сами переведем. Ответ такой, цитирую:
«О переводе. Представители Европейского суда по правам человека в Литве и Канцелярия правительства Литовской Республики согласовывают процессы перевода. Объем большой, свыше 400 страниц. И особенно важно качество перевода. Отчет о переводе, в котором обсуждается и вопрос перевода в этом деле, должен быть предъявлен до начала апреля. Соответствующие средства выполнения планируются». Такой вот ответ.
Попытаюсь связаться с профессором Станисловасом Томасом.
— Слышали мою предысторию, хотелось бы комментария…
— Очень интересный ответ, и из него я вижу, что человек совершенно не ориентируется в делах, так как о каких представителях Европейского суда по правам человека в Литве он ведет речь? Нету их, суд не имеет никаких представителей в Литве. Нет такой институции, как представители этого суда в Литве. Поскольку их нет, этих представителей, то и согласовывать с ними что-либо невозможно. Ну, и насчет 400-от страниц, как он пишет – свыше 400-от. Страниц есть 319. Так этот отдел, человек, который не назвал своего имени, он мог бы проверить.
— Да, я только обращу внимание, что ответ анонимный, никто не подписал. Я сегодня утром позвонил в Канцелярию правительства, и один какой-о там главный специалист пояснил, что он тоже не знает, кто прислал этот ответ. Когда я спросил – могу ли я спросить и может ли он ответить устно, он ответил, что устно ответить не может, надо заново писать заявление-запрос, и тогда будут пытаться искать, кто же этот ответ послал. Так вот такое было наше предложение, такой ответ, а перевода на государственный литовский язык этого крайне важного судебного решения нет. Для чего необходим этот перевод на литовский язык? Ну, если бы это было рядовое дело, я бы еще согласился, не особо кому там интересно, ладно уж… Но это дело не рядовое, и что самое интересное – об этом деле, об этом проигрыше Литвы, за которое нам всем придется платить деньги, практически никто ничего не знает.
Я несколько дней назад, интересуясь ситуацией, звонил в правительство, в канцелярию правительства, в министерство финансов, там ответственные работники поднимали трубки, они ничего не знали о таком судебном решении либо слышали одним ухом, это значит, что очень не хватает информации об этой секретной тюрьме президента Валдаса Адамкуса. Люди слабо информированы. Ну и откуда они могут знать, если нет документа на литовском языке? Что-то написал портал «Дельфи», что-то одним предложением сказали по телевизору, вот и всё. А тут документ на 319-ти страницах. Такая вот не очень хорошая ситуация.
А теперь перейдём к другому вопросу, и снова жду комментария от Станисловаса Томаса. Вчера мы спрашивали, уже не первый раз, но вчера в последний раз спросили – уплачены ли уже деньги, или их заплатят 9 января, потому что 9 января был последним днём, когда надо было заплатить деньги содержавшемуся без решения суда и подвергавшемуся пыткам арабу, выплатили их или же будут платить ему и его адвокатам? Так я теперь процитирую ответ правительства. А ответ был такой, выплачены ли деньги или нет. Ответ правительства:
«Информация об исполнении решения Европейского суда по правам человека по делу Абу Зубейды (Заина аль-Абидин Мохаммеда Хусейна) против Литвы комитету Совета Европы будет предоставлена в середине января. Она будет публично объявлена на сайте департамента исполнения решений Европейского суда по правам человека».
Вот так ответило правительство на вопрос – уплачены ли уже деньги содержавшемуся в Литве без решения суда арабу или нет. По правде говоря, я не очень понимаю, поэтому обращаемся за ответом к специалисту адвокату Станисловасу Томасу. Каков ваш комментарий?
— Как я прекрасно понял, деньги не выплачены, с 9 января начинаются начисляться пени, Литва, в конце концов, заплатит не только эту сумму, но и пени, которые уже вот со вчерашнего дня начинают расти, каждый день он будет иметь всё больше денег, то араб. Теперь, они дали такой ответ потому, что им запрещено говорить – «мы отказываемся платить». Ну, потому что будет как-то неэтично выглядеть, несолидно будет выглядеть правительство, если оно так нагло, прямо будет говорить журналистам, что мы, дескать, отказываемся платить, потому что боимся не угодить кому-то там в Литве, кто на этом зарабатывает деньги. Они сказали, что им поручено информировать Европейский суд по правам человека о том, как они выполняют это решение. И они обязаны сделать это в середине января. И они сказали, что когда-нибудь в середине января они это сделают и проинформируют об этом Совет Европы. И Совет Европы объявит их ответ в Интернете на английском языке. А на литовском языке они этой информации не предоставляют. Потому что, опять же вспомним, в Совете Европы только два официальных языка – английский и французский, и Совет Европы переведет литовский ответ только на французский язык. Так вот, на литовском языке они эту информацию предоставить отказались. Они фактически так и сказали, что на литовском вы не получите. И почитайте английский вариант, который когда-нибудь появится в Интернете. Может, через месяц.
— Ну, очень неприятная ситуация, что такое отношение правительства ко всеми нами любимому государственному языку. Но что поделаешь. Перехожу к еще одному пункту. Под одним видео «Актуального звонка» один комментирующий на канале Ютьюб написал такой комментарий и бросил камешек в сторону профессора Станисловаса Томаса. Цитирую. Он назвался «бояринас1965», наверное, родился в этом году, не знаю. Пишет так: «Отказываюсь от подписки (в смысле, от подписки на ТВ «Пресс-джаз») до тех пор, пока не будет сообщено мне лично о лжи адвоката профессора Станисловаса Томаса о том, что до 15 сентября 2018 года Адамкусу будет трибунал по поводу секретной тюрьмы ЦРУ в Антавиляй. Если мне понадобятся ложь или фейкньюс, то я включу Литовское ТВ», пишет «бояринас1965»,
Насколько я помню, то Станисловас Томас никогда этого не говорил. Он только сказал, на основании судебного решения, что Литва, литовские правоохранительные органы и прокуроры были обязаны до 15 сентября прошлого года предъявить не подозрение, а обвинение президенту Валдасу Адамкусу. А что будет дальше – комментарий Станисловаса Томаса.
— Да, очень правильно напомнил, должны были предъявить не подозрение, а обвинение, и, возможно, его должны были арестовать и содержать в тюрьме Лукишкес.
— …Более гуманно было бы применить домашний арест…
— Мог бы быть и домашний арест…
— Принимая во внимание возраст…
— …люди очень часто путают, потому что имеется несколько международных организаций, рассматривающих этот вопрос. Теперь, если возьмём дело Абу Зубейды, то его дело рассматривал Европейский суд по правам человека. Есть другой араб – Мустафа аль-Хасави, которого также держали в тюрьме Валдаса Адамкуса. Его дело рассматривал Комитет по правам человека Организации объединенных наций, более высокая инстанция, международная, в отличие от Европейского суда по правам человека, который является континентальной инстанцией. Потому что имеется Африканский суд по правам человека, Европейский суд по правам человека, Трансамериканский суд по правам человека и над ними, континентальными, — Комитет по правам человека Организации объединенных наций, который рассматривает, например, дело Мустафы аль-Хасави, а не Абу Зубейды. И ООН имеют ещё один суд, который называется Комитет ООН по насильственным исчезновениям. Что это за суд? Этот суд создан потому, что государства ООН подписали конвенцию по насильственным исчезновениям. И этот вот суд рассматривает жалобы по насильственным исчезновениям. И этот суд придерживается мнения, что аль-Хасави и Абу Зубейда исчезли насильственным путем, так как не имеется никакого судебного решения задержать их, допрашивать, предъявлять подозрения. Нет никаких судебных решений. И не ясно – где конкретно они были, когда находились в Литве. Они просто исчезли, родственники не знали, где те находятся. И этот вот Комитет принял решение о том, что генеральный прокурор Литвы до 15 сентября должен это дело закончить обвинительным заключением. Обвинительное заключение – это акт, в котором указывается, что вот Валдас Адамкус, Арвидас Поцюс обвиняются в том, что они похитили господина аль-Хасави, господина Абу Зубейду и других людей и содержали их в этой вот секретной тюрьме. Обвинительное заключение – это такой вот документ, и он должен был быть направлен в суд первой инстанции. Литва этого не сделала, генеральный прокурор Литвы об этом даже не слыхал, по крайней мере, так изображает, и так как, наверное, как всегда, возникла ошибка в министерстве иностранных дел Литвы, уверен, что оно не информировало генерального прокурора о решении Комитета ООН по насильственным исчезновениям сделать это до 15 сентября.
Теперь ко всему этому, ко всем этим трем организациям, есть еще четвертая, под названием Международный уголовный суд. И когда мы говорим о Международном уголовном суде, очень важно понимать, что внутри его также имеется несколько органов. Один из них – прокурор Фату Бенсуда. Прокурор Бенсуда инициировала расследование против Литвы по этой тюрьме Валдаса Адамкуса. И я написал прокурору Бенсуде ту жалобу. Однако прокурор не может начать расследование, пока она не получила разрешения третьей коллегии досудебного расследования. Так вот теперь прокурор Бенсуда попросила, чтобы ей выдали это разрешение, до 15 сентября не появилось никаких новых данных, и, без сомнения, это сыграет на пользу прокурору Бенсуде. Так что я жду, когда всё же третья коллегия или даст, или не даст разрешения прокурору Бенсуде.
Теперь – почему всё это так долго затянулось, выдача разрешения Бенсуде? Оно затянулось так долго, так как все понимают, что Валдас Адамкус был марионеткой, что это была кукла, не имевшая никаких мозгов, а имевшая только задницу, чтобы думать и ни о чем не думал. За эту куклу на самом деле решения принимали американцы. И вот американцы начинают тормозить это расследование, они начинают оказывать давление на Бенсуду, они пытались, но им не удалось, Бенсуда всё равно подняла этот вопрос, и она официально обратилась, в том смысле, что на процедурном уровне она не поддалась американскому давлению. Америка теперь оказывает давление на судей третьей коллегии, и поэтому так затягивается. И поэтому судьи этой вот третьей коллегии должны написать решение, которое было бы очень убедительным на международном уровне, чтобы оно показало, что Америка делает ошибки. Еще точнее, Дональд Трамп оказывает это давление, Дональд Трамп сказал, что если третья коллегия досудебного расследования в этом Гаагском трибунале выдаст это разрешение расследовать по поводу Валдаса Адамкуса, а всем понятно, что будут расследовать не по поводу Валдаса Адамкуса, а будут расследовать по поводу американцев, то Трамп тогда обещал выдать ордера на арест судей, он заблокирует банковские счета, это совершенно незаконные угрозы, так как я полностью уверен, что если Дональд Трамп попытается это сделать, то даже американские суды его решения отменят. И когда я говорю, что американские суды отменят решения Трампа, то руководствуюсь тем, что Верховный Суд США уже принял несколько решений в пользу этих вот арабов. Америка – не такое государство, где бы, как Сталин, Трамп мог бы что-то там приказать…
— А тут вопрос, не сам Трамп это придумал, наверное. Кто на него оказывает давление, ЦРУ?
— Без сомнения. Мы постоянно слышим разговоры об импичменте Трампу. Мы знаем, что там готовится этот импичмент. Очевидно, что для этого импичмента то же ЦРУ собирает материалы. Эти секретные службы имеют слишком много силы.
— Ясно, это американские дела, внутренние дела, там решают, но нам, жителям Литвы, которые здесь живут, нам менее интересны внутренние дела американцев, но для меня лично очень интересны те люди, которые не имеют мозгов и думают каким-то другим местом, которые сделали так, чтобы эта тюрьма здесь появилась, которые Литву поставили в катастрофически позорное положение, потому что это дело, наверное, самое позорнейшее за всю историю Литвы. Так как всякое бывает, но такого стыда я не припоминаю, и, наверное, ничего подобного нет. И будем надеяться, что никогда этого не будет. Так меня интересует – что будет с теми преступниками, с теми стрелочниками, которые работали в Литве, то есть это президент Валдас Адамкус, это, наверное, бывший руководитель госбезопасности, наверное, еще кто-то. Так сама Литва должна быть заинтересованной, чтобы эти люди как можно скорее сели на довольно удобные судебные скамьи. Но что мы теперь видим – правительство – правительство «зеленых» и «крестьян» — не показывает никакого приличного жеста, они документ не переводят, отвечают абсолютные глупости на понятные первокласснику вопросы, так как же мы будем дальше жить, в этой маленькой Литве?
— Да, это большая проблема, и мы имеем международные организации, такие как ООН, Страсбургский суд, прокурора Международного трибунала уже высказалась, её мнение ясное. Но мы видим, что отношение Совета Европы еще более строгое, нежели, например, Европейского суда по правам человека. В декабре было решение Совета Европы, в котором Совет Европы крайне осудил Литву, даже было сказано, что в Литве нет справедливого суда, а это очень серьезное обвинение. И это страшное дело, потому что если мы так легко можем взять и создать у себя в Литве секретную тюрьму, держать там людей, пытать их, так это страшно!
— Так это только то, что мы знаем! А сколько мы не знаем?
— Да, и мы это узнали… Смотрите, аль-Хасави и Абу Зубейда были задержаны и доставлены, попали в Литву в 2002-м году, а доказано это было в 2018 году, уже полностью доказано, так прошло 16 лет. Так задумаемся – что мы узнаем через 16 лет? Это страшные вещи, и именно поэтому надо наказывать и Валдаса Адамкуса, и Поцюса, и всяких там Бубните…
— … и всех посредников, которые по-идиотски, по-дебильному отписывались.
— …да…
— Так под конец хочу задать такой вопрос. По тем ответам, которые на сегодняшний день прислали представители правительства, можем ли подать на них в суд?
— Без сомнения, они же не ответили на вопрос, они отказались отвечать.
— Ведь они издеваются не над порталом «Эксперты.эу», для нас они смешны, они издеваются над всеми людьми Литвы. С таким вот ответами…
— Да. Это и твое право знать – как твое государство выполняет решения Европейского суда по правам человека, решения ООН, все заинтересованы, чтобы решения всех судов по правам человека, по всему миру, исполнялись быстро, оперативно, с выплатой человеку даже больше того, чем ему требуется выплатить. Уже для того, чтобы государство почувствовало свою вину. Так что без сомнения, это их решение, их ответ, можно обжаловать в Вильнюсский окружной административный суд и просить, чтобы были наказаны эти идиоты, которые пытаются тебя вот так вот обманывать. Они не ответили на вопрос…
— Они не меня обманывают, я так всё понимаю, они дурачат весь живущий тут народ, так как большинство людей об этом позоре ничего не знают, они даже не представляют себе, так как эти СМИ, которые неизвестно на кого работают, ничего много об этом не говорили. Сколько там в документе, 319 страниц? – Да. – А они только пару цитат из всего документа.
— Да, и выбрали эти цитаты так, чтобы создалось впечатление, будто тут ничего не было и ничего тут серьезного…
— Хорошо, большое спасибо за комментарий. Заранее объявляю, что завтра мы снова свяжемся со Станисловасом Томасом и расскажем кое о чем очень, очень интересном.
Это был «Актуальный звонок». Пока!