Некоторые социологи утверждают, что популярность Путина связана с тем, что он в подсознании россиян связан с двумя популярными персонажами анекдотов — Вовочкой и Штирлицем. Но, похоже, они скоро, увянут в лучах путинского юмора и его же изделия сатиры.
Вот недавно он награждал орденами и медалями группу передовых тружеников церковной нивы, И многозначительно изрек: «Мы ушли от нравственного нигилизма и духовной нищеты». Приехали!
Ладно, пусть ушли.
А к чему пришли? Точнее — приехали?
«Нравственный нигилизм» не позволял человеку эксплуатировать человека, ввергать другого в рабство, в кабалу, присваивать плоды чужого труда — церковь благословляет такой порядок вещей. Это что, Христос учил приватизировать созданное общим трудом, отнимать у трудящегося необходимое, чтобы купаться в роскоши?
«Духовная нищета» Советской власти породила титанов науки и искусства, породила песни, которые поет и будет петь народ, картины, которые останутся в истории живописи, тысячи и тысячи людей позвала на боевой и трудовой подвиг. А «демократия» рас-9 топтала науку, извела ученых, написала песенку про «банька моя, я твой тазик», расплодила мазилок, которым только на стене туалета рисовать, отчаявшихся людей бросила в водочное., море. Церковь же при этом, поносит Советскую власть и воспевает «демократию». С кем был бы Христос — с советскими исследователями, постигающими тайны мироздания, или с «демократическими» братками, подъезжающими к храму на джипах, чтобы помолиться после очередной аферы, убийства, спекуляции?
Почему именно с уходом от «нравственного нигилизма» наркомания стала массовым явлением, а все «демократические» газеты рекламируют услуги проституток обоего пола? Не потому ли, что ‘ни в одном храме не прокляли, не предали анафеме растлителя-редактора, который, договорившись с сутенерами о тарифе на рекламу, отправляется помолиться? И кого осудил бы Христос — несчастную женщину, которую нужда толкнула на панель, или «демократа», который толкнул ее в нужду своими «реформами» и «перестройками»? Почему именно с уходом от «духовной нищеты» из квартир, предоставленных Советской властью, были выселены и стали бомжами ЧЕТЫРЕ МИЛЛИОНА человек — по большей части старики? Почему с этим уходом ушли и дворцы пионеров, и лагеря отдыха, и возможность каждому получать образование не по размеру папашиного кошелька, а по данным природой (или Богом, если хотите) способностям? Почему при «демократии» в стране больше беспризорных детей, чем при Советской власти было после войны? Ельцин от этого, конечно, и не думал «ложиться на рельсы». А Христос, я уверен, второй раз взошел бы на крест, чтобы вернуть старикам и детям то, что дала Советская власть и отняла «демократия».
Я был недавно в храме Христа Спасителя. И страшно резанула глаза картина — при входе в храм сидит дюжий мужик с резиновой дубинкой и рацией. Можно ли было вообразить при «духовной нищете» такое? Церковь могла кропить святой водой воинское оружие, освящать боевые мечи и штыки — но в какие времена в храм допускался кнут надсмотрщика за рабами, клещи палача, резиновая дубинка для избиения людей?
При «нравственном нигилизме» на телеэкранах не было порнографии и насилия, женское тело не выставлялось, как товар, на всех журнальных обложках. Фильм, обращавшийся к душе и разуму человека, не прерывался на самом патетическом месте для того, чтобы сообщить о непревзойденных качествах прокладок — и заодно плюнуть в души всем зрителям. А можно ли сравнить по целомудрию, нравственности и духовности советские фильмы и ту «демократическую» стряпню, которая льется с экрана? В метро не надо было ходить по середине перехода и потупившись — потому что всем помочь невозможно, а видеть протянутые за подаянием руки детей, стариков, калек просто невыносимо. Христос накормил пятью хлебами тысячи верующих — а «демократы» отняли кусок хлеба у тысяч и тысяч людей. И церковь — молчит! Хуже того — действует заодно с теми, кто обрек на голод и холод даже не тысячи, а миллионы людей»
И не ушли мы от «нравственного нигилизма и духовной нищеты», а пришли к ним. Приехали. Советская власть базировалась как раз на духовных, моральных ценностях — а у нынешней власти, по самой ее сути, никаких ценностей, кроме золотого тельца, кроме доллара нет.
Можно припомнить Советской власти гонения на верующих — но и церкви можно припомнить и инквизицию, и религиозные войны, и истребление еретиков, и погромы, которые шли, как известно, с иконами, хоругвями и пением «Спаси, Господи, люди твоя».
Но время шло, и после «демократа» Хрущева, который обещал «показать последнего попа», наступил, может быть, лучший период в истории церкви. Полное отделение от государства; люди, которые шли в церковь для Иисуса, а не для хлеба куса; поиск истины, а не мода или возможность примазаться к власти. Нечто подобное переживает, кстати, и коммунистическое движение — партия уменьшилась в числе, но мгновенно отсеялся весь балласт, предатели предали и ушли, малодушные в партию не приходят.
Символом церкви тех времен мог быть Христос, идущий в рубище в поисках истины. Но «демократы» предали Христа намного изощреннее, чем Иуда. Они не распяли его — раскормили, облачили в шитые золотом ризы, посадили в роскошный лимузин и «послали агитировать за себя. И растолстевший «Христос» помолился, чтобы у торгующих в храме сникерсами успешно шел бизнес, приказал, чтобы пять хлебов положили ему в багажник, а за воду, превращенную в вино, потребовал уплаты акциза. А потом отправился пить шампанское по случаю награждения.
Но мода на крестики пройдет, потеряется прелесть новизны.
Когда в феврале 17-го «христолюбивое воинство» перестали водить в церковь строем, как на политзанятия, церкви опустели. Пузатые попы-мздоимцы ни у кого ассоциаций с Христом и его учением не вызывали,: Точно так же опустеют храмы и ныне — если там будут продолжать обслуживать власть и уверять, что Христос благословлял ростовщиков-бан-киров, уважал бизнесменов-спекулянтов, отнимал рубль, чтобы бросить в виде подаяния копейку, уверял, что неработающий должен есть, пить и ездить на Канары.
Новый Завет вырос из Ветхого Завета — но вражда между христианами и иудеями шла веками. Коммунистическая идея выросла из Нового Завета — но вражда между христианами и коммунистами шла десятилетиями. Вот вам и диалектика, вот вам и отрицание отрицания. Впрочем, и в природе так — отталкиваются одноименные полюса магнитов, электрические заряды.
Но только человек с измученным воображением, человек, абсолютно не желающий знать, что происходит сейчас в России, может уверять, что мы ушли от «нравственного нигилизма и духовной нищеты».
«Советская Россия» 20.01.2001 г. №8 (12053)